Большое интервью Заслуженной артистки Республики Беларусь Натальи Тамело для "СБ Беларусь сегодня"
Уже 26 лет жизнь Натальи Тамело подчинена ритму Национального академического концертного оркестра. Гастроли, новые программы и всегда только живой звук: маэстро Финберг слывет руководителем требовательным, строгим и принципиальным. «На самом деле он с нами как с малыми детьми. Всегда поддержит, поможет, научит. Я же, наоборот, своих детей сразу приучаю к взрослой артистической жизни. Может, это не педагогично и не совсем правильно, но к сцене и ее законам, считаю, нужно привыкать с рождения», — Наталья плавно переходит к главному поводу нашей встречи. Ее дети — это юные воспитанники продюсерского центра «Спамаш», где певица с недавних пор трудится репетитором по вокалу. В большую музыкальную семью «Спамаша» артистка влилась всего несколько месяцев назад, но сразу влюбила в себя всю команду: у директора центра Анжелины Микульской на профессионалов глаз давно наметан.
— Правда, что вы даже разработали собственную авторскую методику преподавания вокала?
— Да, причем я сама когда‑то по ней занималась. К большому сожалению, у нас нет школы эстрадного вокала. Когда много лет назад я училась в музучилище имени М.И.Глинки, к нам приехал педагог из Санкт‑Петербурга, окончивший две консерватории — московскую и ленинградскую. Он успел поставить мне нижний и средний регистры, а потом уехал обратно в Питер. И тут я как раз попадаю в оркестр к Михаилу Финбергу, где ритм работы просто сумасшедший, где программу нужно готовить одну за другой и каждое утро быть на репетициях в голосе. А как, если у меня верхний регистр совсем не работает? Поэтому решила сама учиться брать верхние ноты. Переслушала огромное количество музыки от джаза до рока и путем проб и ошибок пришла наконец к пониманию того, как работать с голосом. И что мне, хранить эти знания и унести с собой на тот свет? Зачем, если есть дети, которые хотят или уже умеют петь, но не знают, с чего начать? Увы, часто в школах элементарно не ставят детям дыхание, не открывают рот. А ведь это самые азы. Я всегда говорю: «Хочешь петь, но не знаешь, с чего начать? Для начала открой рот пошире».
— Так просто?
— Не совсем. Главное, чтобы ребенок хотел петь. Не мама или бабушка, а именно само дитя. Пусть сначала ничего не будет получаться или будет неправильно интонировать. Но если есть желание, тогда все получится.
— Даже если ребенку медведь на ухо наступил?
— Кто это сказал? Мама? Так вот, родители часто или не разбираются, или при маме ребенок просто зажимается. Голос всегда можно поставить, а слух развить. Пусть на одной октаве и хотя бы на пяти нотах, но уже тогда можно работать дальше. Главное, повторяю, это желание. И немножко артистизма.
Особенность «Спамаша» в том, что здесь дети по‑настоящему раскрываются, мы даем им полную свободу. У нас нет муштры, какой-то обязаловки. Если устал, может побегать или, наоборот, полежать на ковре. Отдохнет — и дальше пойдет петь. С совсем маленькими я практикую игровой вариант. Щекочу, развивая дыхание, или мы делаем упражнения на развитие силы голоса. Например, такое: я показываю на дерево за окном. Спрашиваю: «Птичку видишь?» — «Нет». — «Ну представь, что она есть. И сбивай ее голосом. Главное, ничего не бойся». И ребенок начинает «сбивать птичку»: сначала тихо, потом чуть громче и увереннее, а затем уже во весь голос. Так он одновременно и расслабляется, и учится.
— Другие педагоги по вокалу часто говорят в интервью, что сразу видят, выстрелит ребенок или нет, получится из него настоящий артист или пение — это просто хобби. А вы можете с ходу определить, есть у ребенка музыкальное будущее, не зря ли все эти усилия?
— Конечно. Даже на элементарном уровне: если глаза не блестят, на занятия ходит без энтузиазма, я сразу спрашиваю: «Кому это надо, тебе или маме?» А есть дети, которые просто горят желанием выступать, показывать себя на конкурсах и фестивалях. Помню 6-летнюю Сашу Нехай, которая впервые пришла ко мне на занятия. Она была как солдатик: строго и четко выполняла все, что я ей говорила. И уже тогда было понятно, что эта малышка далеко пойдет. Потом она выстрелила в «Голосе», начала гастролировать с Петей Елфимовым. Уверена, что это только начало.
Или, например, была у меня Надя Мисякова, которая в 2014 году представляла нашу страну на детском «Евровидении». Девочка очень спокойная, мягкая, романтичная. Я готовила ее к национальному отбору. Песню выбрали артистическую, игровую, и я все пыталась Надю растормошить. Говорила: «Это же «Евровидение»! Нужно жечь!» На что Оля, Надина мама, отвечала: «Дай ей время, и она раскроется». И что я вижу сейчас? Надя поступила в ГИТИС на курс Гаркалина и жжет там так, что я глазам своим не верю. Такая энергия, такой драйв! Самое интересное, это всегда было в ней, просто вырвалось наружу только сейчас.
Читать полностью: