"Как приручить голос?" Певица Наталья Тамело разработала авторскую методику преподавания вокала

preview

Большое интервью Заслуженной артистки Республики Беларусь Натальи Тамело для "СБ Беларусь сегодня"

Уже 26 лет жизнь Натальи Тамело подчинена ритму Национального академического концертного оркестра. Гастроли, новые программы и всегда только живой звук: маэстро Финберг слывет руководителем требовательным, строгим и принципиальным. «На самом деле он с нами как с малыми детьми. Всегда поддержит, поможет, научит. Я же, наоборот, своих детей сразу приучаю к взрослой артистической жизни. Может, это не педагогично и не совсем правильно, но к сцене и ее законам, считаю, нужно привыкать с рождения», — Наталья плавно переходит к главному поводу нашей встречи. Ее дети — это юные воспитанники продюсерского центра «Спамаш», где певица с недавних пор трудится репетитором по вокалу. В большую музыкальную семью «Спамаша» артистка влилась всего несколько месяцев назад, но сразу влюбила в себя всю команду: у директора центра Анжелины Микульской на профессионалов глаз давно наметан. 

 — Правда, что вы даже разработали собственную авторскую методику преподавания вокала?
— Да, причем я сама когда‑то по ней занималась. К большому сожалению, у нас нет школы эстрадного вокала. Когда много лет назад я училась в музучилище имени М.И.Глинки, к нам приехал педагог из Санкт‑Петербурга, окончивший две консерватории — московскую и ленинградскую. Он успел поставить мне нижний и средний регистры, а потом уехал обратно в Питер. И тут я как раз попадаю в оркестр к Михаилу Финбергу, где ритм работы просто сумасшедший, где программу нужно готовить одну за другой и каждое утро быть на репетициях в голосе. А как, если у меня верхний регистр совсем не работает? Поэтому решила сама учиться брать верхние ноты. Переслушала огромное количество музыки от джаза до рока и путем проб и ошибок пришла наконец к пониманию того, как работать с голосом. И что мне, хранить эти знания и унести с собой на тот свет? Зачем, если есть дети, которые хотят или уже умеют петь, но не знают, с чего начать? Увы, часто в школах элементарно не ставят детям дыхание, не открывают рот. А ведь это самые азы. Я всегда говорю: «Хочешь петь, но не знаешь, с чего начать? Для начала открой рот пошире».

— Так просто?

— Не совсем. Главное, чтобы ребенок хотел петь. Не мама или бабушка, а именно само дитя. Пусть сначала ничего не будет получаться или будет неправильно интонировать. Но если есть желание, тогда все получится. 

— Даже если ребенку медведь на ухо наступил?

— Кто это сказал? Мама? Так вот, родители часто или не разбираются, или при маме ребенок просто зажимается. Голос всегда можно поставить, а слух развить. Пусть на одной октаве и хотя бы на пяти нотах, но уже тогда можно работать дальше. Главное, повторяю, это желание. И немножко артистизма.

Особенность «Спамаша» в том, что здесь дети по‑настоящему раскрываются, мы даем им полную свободу. У нас нет муштры, какой-то обязаловки. Если устал, может побегать или, наоборот, полежать на ковре. Отдохнет — и дальше пойдет петь. С совсем маленькими я практикую игровой вариант. Щекочу, развивая дыхание, или мы делаем упражнения на развитие силы голоса. Например, такое: я показываю на дерево за окном. Спрашиваю: «Птичку видишь?» — «Нет». — «Ну представь, что она есть. И сбивай ее голосом. Главное, ничего не бойся». И ребенок начинает «сбивать птичку»: сначала тихо, потом чуть громче и увереннее, а затем уже во весь голос. Так он одновременно и расслабляется, и учится.

— Другие педагоги по вокалу часто говорят в интервью, что сразу видят, выстрелит ребенок или нет, получится из него настоящий артист или пение — это просто хобби. А вы можете с ходу определить, есть у ребенка музыкальное будущее, не зря ли все эти усилия? 

— Конечно. Даже на элементарном уровне: если глаза не блестят, на занятия ходит без энтузиазма, я сразу спрашиваю: «Кому это надо, тебе или маме?» А есть дети, которые просто горят желанием выступать, показывать себя на конкурсах и фестивалях. Помню 6-летнюю Сашу Нехай, которая впервые пришла ко мне на занятия. Она была как солдатик: строго и четко выполняла все, что я ей говорила. И уже тогда было понятно, что эта малышка далеко пойдет. Потом она выстрелила в «Голосе», начала гастролировать с Петей Елфимовым. Уверена, что это только начало.

Или, например, была у меня Надя Мисякова, которая в 2014 году представляла нашу страну на детском «Евровидении». Девочка очень спокойная, мягкая, романтичная. Я готовила ее к национальному отбору. Песню выбрали артистическую, игровую, и я все пыталась Надю растормошить. Говорила: «Это же «Евровидение»! Нужно жечь!» На что Оля, Надина мама, отвечала: «Дай ей время, и она раскроется». И что я вижу сейчас? Надя поступила в ГИТИС на курс Гаркалина и жжет там так, что я глазам своим не верю. Такая энергия, такой драйв! Самое интересное, это всегда было в ней, просто вырвалось наружу только сейчас.


Читать полностью:

https://www.sb.by/articles/kak-priruchit-golos.html#